Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный шахматист"




Содержание учебного плана программы
- раздел. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Что такое шахматы? История их появления.
Какие виды игр еще есть.
Практика. Учащиеся называют игры.
- раздел. Шахматная доска.
Теория. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Диагонали, горизонтали, вертикали. Количество полей на шахматной доске. Центр, форма центра, клетки центра.
Практика. Учащиеся самостоятельно показывают белые и черные поля, показывают все виды линий на шахматной доске и в классе. Учащиеся самостоятельно показывают центральные пешки на шахматной доске.
- раздел. Шахматные фигуры.
Теория. Белые и черные фигуры. Начальная расстановка фигур.
Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Количество полей, контролируемых ладьей в центре и на краю доски.
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. Учащиеся самостоятельно расставляют начальное положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают, как ходят фигуры.
Игры «Лабиринт», «Ипподром», «Что можно съесть?».
- раздел. Основные шахматные определения.
Теория. Шах, полезный, бесполезный, вредный. Способы защиты от шаха. Мат – завершение партии. Пат – спасение для одних, огорчение для других.
Вечный шах – способ спасения проигранной партии. Рокировка – эвакуация короля. Запреты
на рокировку.
Практика. Учащиеся показывают, как можно объявить шах каждой фигурой, все способы защиты от шаха.
Учащиеся учатся самостоятельно ставить мат королю любой фигурой, решают задачи на мат в 1 ход.
Учащиеся решают позиции с темой пата и вечного шаха.
Учащиеся отрабатывают, как правильно делать рокировку, показывают запреты для рокировки.
- раздел. Правила ведения шахматной партии
Теория. Правила поведения за доской. Расположение шахматной доски.
Виды шахматных часов. Как пользоваться шахматными часами. Правило «Тронул фигуру – ходи!»
Практика. Учащиеся учатся правильно расставлять фигуры, предлагать ничью, пользоваться шахматными часами.
- раздел. Начало партии
Теория. Дебют. Основные принципы начала партии: принцип быстрого развития, захват пространства. Топтание на месте. Борьба за центр.
Ошибки в начале партии. Короткие партии
Практика. Учащиеся разыгрывают партии с учетом полученных знаний.
- раздел. Окончание партии
Теория. Король с пешкой против короля. Проведение пешки в ферзи. Правило оппозиции.
Мат королю двумя ладьями.
Практика. Учащиеся на практике отрабатывают проведение пешки в ферзи, мат двумя ладьями.
- раздел. Контрольные и итоговые занятия
Практика. Учащиеся проходят тестирование по пройденному материалу, проводятся конкурсы решения задач, соревнования в группе.
Программа занятий
Учебный план программы
№ п\п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
Наблюдение педагога |
1.1 |
История появления шахмат. Техника безопасности. |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Шахматная доска |
4 |
2 |
2 |
Контрольные |
2.1 |
Знакомство с шахматной доской. Поля. |
1 |
- |
1 |
задания, |
2.3 |
Диагонали, вертикали, горизонтали |
2 |
1 |
1 |
наблюдение, |
шахматной доски. |
анализ. |
||||
2.4 |
Центр, форма центра, клетки центра. |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Шахматные фигуры |
12 |
6 |
6 |
Контрольные |
3.1 |
Белые, черные фигуры. начальная |
1 |
1 |
1 |
задания, |
расстановка. |
наблюдение, |
||||
3.2 |
Ладья. Начальное положение, ходы, |
анализ. |
|||
взятие. Количество контролируемых |
2 |
1 |
1 |
||
полей в центре и на краю доски. |
|||||
3.3 |
Слон. Начальное положение, ход, |
2 |
1 |
1 |
|
взятие. Особенности фигуры. |
|||||
3.4 |
Ферзь. Начальное положение, ходы, |
2 |
1 |
1 |
|
взятие. |
|||||
3.5 |
Конь. Начальное положение, ходы, |
2 |
1 |
1 |
|
взятие. |
|||||
3.6 |
Пешка. Начальное положение, ходы, |
||||
взятие. Разновидности пешки, превращение пешки. Взятие на |
2 |
1 |
1 |
||
проходе. |
|||||
3.7 |
Король. Начальное положение, ходы, |
1 |
1 |
1 |
|
взятие. |
|||||
4. |
Основные шахматные определения |
12 |
5 |
7 |
Контрольные |
4.1 |
Шах. Способы защиты от шаха. Мат – |
6 |
2 |
4 |
задания, |
завершение партии. Пат. |
наблюдение, |
||||
4.2 |
Вечный шах. Рокировка. Запреты на |
6 |
3 |
3 |
анализ. |
рокировку. |
|||||
5. |
Правила ведения шахматной партии |
7 |
1 |
6 |
Контрольные |
5.1 |
Правила поведения за доской. |
3 |
0,5 |
3,5 |
задания, |
Расположение шахматной доски. |
наблюдение, |
||||
5.2 |
Виды шахматных часов. Как пользоваться шахматными часами. |
4 |
0,5 |
3,5 |
анализ. |
6. |
Начало партии |
12 |
5 |
7 |
Соревнование. |
6.1 |
Дебют. Основные принципы начала партии. Топтание на месте. Борьба за центр. |
6 |
2 |
4 |
|
6.2 |
Ошибки в начале партии. Короткие партии |
6 |
2 |
4 |
|
7. |
Окончание партии |
12 |
2 |
10 |
Тестирование. |
7.1 |
Король с пешкой против короля. |
3 |
1 |
2 |
|
7.2 |
Проведение пешки в ферзи. |
3 |
1 |
2 |
|
7.3 |
Правило оппозиции. |
3 |
1 |
2 |
|
7.4 |
Мат королю двумя ладьями. |
3 |
1 |
2 |
|
8. |
Контрольные и итоговые занятия. |
4 |
- |
4 |
Тестирование. |
Итого |
64 |
24 |
40 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника